История - штука грязная и на редкость липучая, поэтому личностей, сумевших в неё попасть и остаться чистыми - очень и очень мало. А вот тех, чьим талантом, смелостью или умом можно восторгаться в независимости от того, для чего они их использовали, к сожалению - предостаточно.
читать дальшеЯ пацифист. Жестокость по отношению к любому живому существу просто неприемлема - и это, наверное, единственная морально-этическая норма, в которой я уверено. Но если любовь к жестоким и воинственным литературным персонажам ещё можно оправдать тем, что в реальности-то они никому ничего не делают, то откуда, откуда во мне такое восхищение совершенно реальными историческими убийцами? Как ни крути, и Ганнибал Барка, и скандинавские конунги, и Нестор Махно, и Че Гевара - личности, при всех своих остальных качествах, творившие вещи для меня неприемлемые. Да, можно сто раз говорить об исторической необходимости, сложных обстоятельствах и тэ дэ. Но ведь, если подумать, не бывает в войне правых. Даже если Ганнибал сдерживал клятву и спасал родной город, даже если революционеры просто не видели иного выхода - необходимы какие-то особые личные качества, чтобы не сойти с ума, ведя полномасштабные боевые действия.
История сглаживает острые углы. Отсюда, из нашего холодного но относительно безопасного времени, они кажутся многим из нас великими воинами, отважными героями. А всё остальное - всё равно. Мы не знали тех, кого они убивали собственноручно или волевыми решениями, мы не видели ужасов перехода через Альпы или расстрелов. И, страшно подумать, если человечество просуществует ещё лет сто, то, возможно, через эти сто лет будут восхищаться теми, кто ведёт войны сейчас - сбрасывающими бомбы, запускающими ракеты, стреляющими в спину, убивающими ради выгоды. А раз воюющие сейчас таковы - то не были ли те, чьей отвагой многие восхищаются сейчас, немногим лучше?
Честно говоря, в это совсем не хочется верить. И я продолжаю убеждать себя, что, мол, при всём при этом Че Гевара и Махно были в какой-то степени идеалистами, а Ганнибал Барка жил во времена когда честь ещё хоть что-то стоила. Наверное. Но факт остаётся фактом: убийство есть убийство, даже из самых идеалистических побуждений. и на войне правых не бывает.
И ведь не скажешь, что нельзя изменить мир, если боишься поднять руку на того, кто стоит на пути. Пример великого Махатмы Ганди доказывает: можно. Ещё как можно!
А, может, мне проще воспринимать таких личностей потому, что я и по отношению к животным жестокости не приемлю? А мясоедов, увы, сильно больше чем вегетарианцев, вот я и привык?
А, может быть, всё проще, и именно то, что наше время бездушно и холодно, и даже война не требует сильной личной смелости, заставляет с ностальгией оглядываться на то, что должно было бы вызывать отвращение? В конце-концов, ничто не отменяет того, что эти люди были смелы, талантливы и умели вдохновлять. А поскольку в морально-этическом плане общество вперёд не продвинулось, то хочется найти хотя бы то позитивное, что было в прошлых жестокостях и бойнях?
Вредная Вы, Госпожа Клио. Ну кто ж Вас заставлял создавать такие удивительные в своём ужасе реальные истории, с которыми никакая выдумка не сравниться?
Жернова истории перемелют всё.
@музыка:
Владимир Высоцкий "Баллада о борьбе"
@настроение:
всё пройдёт, и это тоже пройдёт...
@темы:
история,
размышлизмы,
мизантропия
А к каким именно историческим личностям у Вас такое отношение?
То есть, литературные персонажи?
Заинтриговали.
Поверю, не поверю - какая разница? Всё равно интересно.
Нуууу?
Не надо играть в Кселлоса/Зероса, и так заинтриговали.
*пожимает плечами* Лично я в подобное не верю от слова совсем. Но бывают намного более странные идеи.