Манга "Берсерк": Epic swords and crazy demons, oh my!
для тех, кому любопытно
Прежде всего, общие впечатления от манги Кентаро Миуры (Kentarou Miura) "Берсерк" (кстати, стартовавшей в 1989 году - и не собирающейся пока что финишировать, хотя - кто знает):
Зачастую это произведение характеризируется как мрачное, кровавое, жестокое и безысходное. Однако, даже знаменитая своим финалом арка "Золотой век" сурова именно этим завершением, плюс прошлым главного героя. Остальное... ну, собственно: ау, ребята, мы в Средневековье или где? Ещё как в Средневековье. Этого факта не меняет ни наличие всё больше распоясывающихся после Затмения чудовищ разнообразного калибра (намного ли хуже среднестатистический Апостол среднестатистического средневекового барона?), ни сверхмогучего протагониста Гатса (здравствуй, гипербола), ни магии (естественно, это литературный, мифологизированный мир Средневековья. Это - сага, а не сухая хроника, какую написали бы современные учёные).
В мире "Берсерка" есть много чего. Разномастные наёмники-тире-бандиты, талантливые выскочки и в большинстве своём бесполезные аристократы (но не все, ох, не все бесполезны - большой привет, например, Рабану и Оуэну, да и принцесса Шарлотта скорее неопытна чем глупа), сумасшедший король, желающий... эээ... близко пообщаться с собственной дочерью и, в сущности, из-за этого ставший одной из причин огромной катастрофы, дети, убегающие от реальности в не менее страшные сказки. Очень радуют цветущие махровым цветом геральдика и символизм, машущие ручкой Лавкрафту и разным старинным бестиариям чудовища, смешные но не лишенные изящества издевательства над матчастью (Кундалини-гигантская змея, о дааа :-) ) и любимая ещё дедушкой Толкином тема искушения властью и необходимости за неё платить.
Чего же здесь нет? - спросят особо любопытные.
Здесь нет чёрно-белости. Нет антагонистов, которых нельзя понять (даже среди инквизиторов, оказывается, всякое бывает), и при этом - нет антагонистов, которые не воспринимаются как угроза (дорогой Кубо Тайто, пожалуйста, поучитесь немного у Миуры). Нет полного отбеливания или очернения одной конкретной стороны в конфликте. Нет, что бы некоторые не говорили, мужского шовинизма - женщины здесь разные, и среди них хватает ярких и сильных, так же как и слабых. Нет морализаторства (хотя и было бы хорошо, уделяй автор чуть больше внимания вопросам этики, но ведь мы же, ещё раз напоминаю, в Middle Ages), нет необоснованного оптимизма и при этом - ну кто, кто придумал, что "Берсерк" пессимистичен? В общем, нет того, чего и так не сильно хотелось.
У всего есть противовес. Если есть добрые лесные отшельницы-ведьмы, то есть и стукнутые в голову культисты, у которых, казалось бы, тоже что-то вроде "язычества", но оно скорее похоже на то, как представляли себе сатанизм в Средневековье. Если есть ужасная инквизиция - то обязательно в её рядах найдутся личности, которым просто нужен пинок чтобы они оттуда удрали. Если присутствуют надутые интриганы-торгаши и аристократы - то, приглядитесь на минуточку - неужели это крупицы золота поблёскивают среди пустой породы? Если можно превратить мечты в реальность - то за это обязательно придётся... заплатить.
О дааа, "заплатить" - это тут у нас ключевое слово.
Впрочем, пора переходить к сюжетным линиям и персонажам.
Арка "Чёрный Мечник".
Небольшая арка, в которой нам представляют Гатса "as is" после Затмения, Миура демонстрирует умение рисовать ктулх, выясняется приблизительно, что такое Апостолы (люди, которым в самый неудачный момент сделали предложение, от которого невозможно отказаться, и которые в результате личной слабости, отчаяния, неудачных совпадений и человеческой природы позволили собственной Тени стать за штурвал), и всплывает такая замечательная штука, как бехелит.
А бехелит этот, на минуточку, остаётся у Гатса. Совпадение?
Кроме того, нам как бы говорят: "Смотрите, ребята: это - наш протагонист. Взгляните, как он мило шинкует монстров и не очень монстров, какая у него замечательная рельса, играющая роль меча, и вообще, какой-такой пацифизм-мацифизм? А ещё. обратите внимание, нашего героя ненавидят маленькие девочки. Не-не, вы не думайте, он на самом деле хороший, просто с утра не с той ноги встал".
И если Граф каких-либо особых положительных эмоций не вызывает (жалко несколько, но это я к положительным не отношу. Он... вполне себе по человечески себя повёл, потому и стал чудовищем), то Терезия с её историей птички в клетке, которая только вылетев попала "из огня да в полымя" - это действительно хорошо. И Варгас тоже интересен.
В общем, данная арка подготавливает зрителя к следующей, знакомит его с вселенной, в которой происходит действие, и - та-дамм! - показывает Фемто. И делает это ка-чест-вен-но.
Арка "Золотой Век".
Несравненный по своей эпичности десятитомный флэшбэк. И, что самое интересное - свою длину он оправдывает.
Естественно, прошлое самого Гатса - это только половина подготовленной мангакой культурной программы. Даже, пожалуй, меньше - кроме истории того, кто был когда-то Гриффисом а стал Фемто, есть ещё Каска и остальная Банда Ястреба. И королевская чета, каждый из которых сам подготовил себе петлю и сам сунул в неё шею.
Войны, болезни, внутренняя неразбериха и наседающие внешние враги - таково положение Мидланда. Из этой же грязи и смерти, вопреки Року, от мёртвой матери родился главный протагонист этой истории. Но - Рок ли, закон ли подлости, великие ли сущности, именуемые Рукой бога - что-то его догнало. И столкнуло лбами с Гриффисом.
Что было бы, не встреться они? Начался ли камнепад, приведший к последующим событиям, в тот самый момент, или намного раньше? Кто - главный катализатор катастрофы - Гатс, Гриффис, король Мидланда и/или существующая там система, Идея Зла? Все вместе? Неизвестно.
Зная исход - читать это... странно. Они шутят, смеются, ругаются, философствуют, хотят жить. Они - молоды и куда-то идут.
Всё это изменится. Останутся только Гатс, Каска, юный Рикерт, благородное чудовище Зодд, да Шарлотта и ещё несколько актёров второго плана. Банда Ястреба - исчезнет. Гриффис, кстати, тоже - Фемто это НЕ Гриффис, в нём хорошо если какая-то малая часть от настоящего Белого Ястреба осталась.
Но это - потом. Пока что мы имеем дело с непростой политической ситуацией в
Но он меняет многое. И он вытаскивает это идиотское королевство буквально за шкирку.
Герой? Ну, вроде того. Не без недостатков, естественно.
И тут - бац, несколько неудачных совпадений, взыгравший темперамент - и всё начинает рушиться.
Виноват ли Гриффис? Запутанный вопрос. Его личные недостатки - только часть обстоятельств, только капля (возможно, последняя) в потоке, прорвавшем дамбу в момент Затмения. Но - важная.
И, насколько бы легко не было понять, почему сломался Гриффис - одно можно сказать точно. Банда Ястреба не виновата. Не виноват Джудо, не виноваты Коркас и Пиппин... даже Каска, в сущности, тоже не виновата. А поступок Гатса был из разряда "Знал бы, где упадёшь - соломки постелил бы".
А платить пришлось им.
Арка "Возмездие".
1: "Потерянные дети".
Очень красивая, меланхоличная история, наполненная мотыльками, болотными огнями и слезами детей.
Дети жестоки. Это известно всем. Они отрывают крылья бабочкам, стреляют в птиц из рогатки и зачастую не умеют остановиться, насмехаясь друг над другом.
На самом деле, от этого до игры в войну с настоящими убийствами и игры в мяч с глазными яблоками вместо мячей - очень недалеко.
Но - почему?
А иначе и быть не может. Такими их делают взрослые. И если мир детей, особенно в этой истории - побег от мира взрослых, то какой-то неудачный, потому что в итоге получается его отражением.
Потому что можно убежать за светлячками подальше от пьяницы-отца - сам он от этого никуда не исчезнет. И отпечаток жизни с ним из твоего сознания - тоже. И ни травы, ни бабочки, ни полёт в небесах его не смоют, не вытравят.
Став похожим на эльфа внешне - человеком быть не перестанешь.
Здесь история о похищаемых эльфами детях повернулась совершенно неожиданной стороной. "Эльф" - человеческий ребёнок, которому просто очень одиноко. И это делает ситуацию значительно более страшной.
Проблема не в том, что дети забывают о том, кем были. Проблема как раз в обратном.
Они меняются внешне и убеждают себя, что сбежали от мира взрослых - но на деле его копируют. В них не происходит перемен на качественном уровне. Но возвращение - смерти подобно, и потому они застревают в промежутке между мирами.
Эльф может быть только эльфом. Человек - только человеком.
Розина осталась Розиной, и именно поэтому другого варианта, кроме как её убить, у Гатса пожалуй что и не было.
2: "В цепях".
Мини-арка, в которой начинается близкое знакомство с местной инквизицией. Оно, конечно ещё продолжится в "Рождении", но уже сейчас ясно довольно многое.
И при этом, как-то не получается полностью ненавидеть инквизиторшу Фарнизу. И не потому, что позже она начнёт меняться. Просто она... жалкая. Комплексы, садомазохизм, отсутствующая фигура отца и более поздние попытки найти её в Гатсе - вот на чём замешаны её жестокость и фанатизм, вот откуда все эти извращения.
Неприятно. Но реалистично.
Наверное, эта арка - начало тенденции "Гатс так крут, что куче народа стоит только повнимательней приглядеться к тому, как он демонстрирует свою крутость, чтобы проникнуться и впечатлиться".
Ещё здесь мы встречаем пока-ещё "тень Фарнизы" Серпико и приятного мужчину Азана. Второй, кстати - если не все мифы о бла-ародных рыцарях воплощённые в одном воине, то очень немалая их часть. И при этом - в большинстве случаев исполняет функции комедийного персонажа. Вот такими фокусами "Берсерк" и покоряет, ага :-).
3: "Рождение".
Ох, не надо было, Гатсушка, оставлять Каску. И она вляпалась, и ты с ней заодно.
Вообще-то, это и есть мораль данной сюжетной линии, сконденсированная в короткую фразу. И на этом можно было бы закончить рассказ, но у меня болтливое настроение. Так что - едем далее.
Это продолжение дивного любовного романа Миуры с инквизицией. Которая, как и следовало ожидать, творит жуткие непотребства, как будто голодающим людям и без неё проблем не достаточно. При этом ситуацию вдвойне весёлой делает присутствие местного культа дьяволопоклонников, которые, да, творят немало из того, в чём их обвиняют - но попробуй тут не упади, если со всех сторон подталкивают к обрыву. Зачарованный круг - и постоянно светящееся в этой под-арке колесо только припечатывает невесёлое положение вещей ёмким символом.
Результатом того же замкнутого круга является и кульминация сюжетной линии, "перерождение" Фемто в облике Гриффиса. Потому что к этому имел отношение Зародыш Идеального Мира, "бехелит-апостол". Абсолютно отверженное и всеми презираемое существо даже не мстить хотело - а изменить мир, чтобы больше ни с кем подобного не произошло. Но благими намерениями известно куда дорога выстлана, вот и получилось... то, что получилось.
Мозгус гротескно-ужасен, а его подручные - тоже продукт зачарованного круга жестокости. Нина и Йоахим - трусы, получившие некое подобие "хэппи-энда". Всё логично, всё... неудивительно.
А ещё - знаете, когда один из самых положительных персонажей в манге - проститутка, это значит, что как минимум оригинальности автору не занимать :-). Но Люка действительно великолепна. И, кстати, то, что она осталась жива - прекрасное доказательство того, что не так уж и пессимистична эта манга.
Арка "Ястреб Тысячелетней Империи".
1: "Летописи Войны Святого Демона".
"Король умер, да здравствует король".
Фемто - один из Пяти - пришел в мир. Со всеми необходимыми спецэффектами, конечно же.
Но пока что важно не это, а тот факт, что Гатс и сам не заметил, как оброс спутниками. И нескучными такими спутниками. Как минимум двоих - Фарнизу и Серпико - старательно раскрывают, хотя серьёзно меняется в процессе манги только первая - с Серпико всё не настолько заметно, но значительно более запущено. Пак был уже давно, ему в партнёры для стёба и помощники в делах, на которые у старших нет времени/возможности выдают Исидоро и Ивареллу.
А Иварелла приходит вместе с ещё одной из самых положительных персонажей в манге, уступающей в этом плане только собственной наставнице Флоре - юной ведьме Ширке. Правда, обстоятельства, заставившие Ширке иметь дело с Гатсом и ко, очень печальны. Да ещё и это пророчество, прозрачно так намекающее на Фемто/Гриффиса и Гатса... в общем, не успели дела устаканиться, как снова проблемы.
И ведь, что обидно, даже утешать себя полученным артефактом главный герой не может - Доспехи Берсерка - это совсем не игрушка, и тоже требуют платы за помощь в бою.
Зато спутники его получают отлично подходящие им артефакты - плащ и меч, зачарованные сильфами для ловкого и быстрого Серпико (который сам же и замечает иронию в том, насколько он непохож на привольных духов воздуха) и огненный кинжал для вспыльчивого Исидоро.
Ещё здесь появляется Канишка - впечатляющий своим могуществом и жестокостью антагонист.
2: "Фалькония".
Обстановка накаляется. Канишка бушует, Фемто играет во всеобщего спасителя и собирает вокруг себя... нет, не кого попало, а вполне полезный народ. Появляется лёгкое такое подозрение, что не всё в планах Фемто так, как кажется (апостолы и обычные люди, сражающиеся плечом к плечу? Интерресно...), но очень уж лёгкое. На деле, большая часть этой сюжетной линии - это много !!!ПАФОСНОГО "Гриффиса".
На фоне всего этого безобразия стремление Гатса вылечить Каску и сюжетная линия поиска корабля почти отходят на второй план. Но только "почти". В кои-то веки драки для Гатса - не главное, и это радует чрезвычайно. Тем более, что как только они доберутся к эльфам, то не только с Каской что-то станет ясно, а и наверняка ещё с несколькими проблемами. Так что семь футов под килем, Гатс и ко!
Ещё только отмечу дуэль Серпико и Гатса - она была прекрасна. Нет, первая тоже, но эта по напряженности и интересности запросто способна перебить любую драку с монстрами, кроме, разве что, Зодда. Разум - страшное оружие.
Персонажи:
Гатс: Главный герой, от чего и страдает :-).
Вообще-то, у меня ещё с аниме сложилось впечатление, что беда ходит за Гатсом по пятам, причём она это делала задолго до Затмения. Рождение, приёмная матьи отец, попытка изнасилования... в общем, что-то с Гатсом явно не то. Карма?
В целом, для заявленного мира персонаж относительно положительный. "собака бывает кусачей только от жизни собачей". А Гатс - это именно пёс: верный, отважный - и готовый рвать на куски тех, кто встанет на его пути.
Сможет ли он победить? Теоретически, возможность существует. Сможет ли он когда-нибудь отдохнуть от войны? Оч-чень вряд ли.
Соционическое: А не Жукофф ли товарищ?
Гриффис: Белый ястреб. Птица, слишком приблизившаяся к людям, и поплатившаяся крыльями.
Это удивительно - как он, не слишком отличающийся моралью (впрочем, по сравнению с многими остальными он ещё молодец), способен собирать вокруг себя людей. С такими сильными личностями всегда всё непросто: слабые подчиняются их воле, сильные - ей противостоят. Вот и получается, что пока такая сильная личность верна себе и своим мечтам, друзей ей не видать.
Каска: Честно говоря, не впечатлила. Ну, боевая девица. Ну, худо ей пришлось - причём настолько, что она с ума сошла. Всё. Возможно, в будущем она ещё себя покажет, но на данный момент не воспринимаю её как удачного персонажа.
Серпико: Харизматичен, чертяка. Обаятелен, ярок даже когда играет роль тени. Но в его отношении меня раздирают противоречия: с одной стороны - нравится, с другой - пошел за Фарнизой в инквизицию. Это не "верность", это - готовность идти против этики из-за кого-то. Not good. Какой он, несмотря на свои ум и хитрость... глупец. Но поумнеет - будет великолепнейший персонаж. Лис.
Интересно, если эта прелесть - Робеспьер, то это будет первый по настоящему понравившийся мне персонаж определённо Робеспьерской сущности. Ну, собственно, более-менее понятны только то, что он интуит и интраверт. На логика тоже похож. Хотя - не-этег так заморачивающийся Фарнизой?
Кстати, вот текст песни, очень подходящей Серпико:
Шмендра: "Ветер"
Распахну крылья, позову ветер,
Станет сон былью, чтобы был светел
День, который будет первым днем счастья,
Чтоб свершилось чудо, что в моей власти.
Я могу звать дождь своим братом,
Я могу дать имена травам,
Я могу дать кораблю волны,
Дать могу волкам свет луны полной.
Я могу дать небеса птицам,
Я могу дать колесо спицам,
Я могу слить с пламенем воду,
Я могу плыть там, где нет брода.
Я могу сгореть для тебя свечкой,
Отогнать смерть, сделать жизнь вечной,
Подарить весну городам тесным,
И еще могу спеть тебе песню.
Вот только распахну крылья...
Слова и музыка: Кузя (А.Кузнецова)
Исполнение: Шмендра
Фарниза: Гамлетесса, `nuff said. Не люблю я её.
Ширке: Очаровательная девочка, соединяющая наивность и мудрость в равных долях. Не Досточка ли?
Общий вывод: Понравилось, очень понравилось. Есть психологичность, реалистичность и серьёзность, разбавляемая юмором. Нет - зашоренности, скуки и излишеств. Много красивого до умопомрачения, ещё больше - отвратительного. Жиз-нен-но.