"О несожжённых мостах"
Гонец, белее мела, с трудом находил слова. Впрочем, главное из его сбивчивых пояснений было понятно: Мелькор побывал в Форменоссэ. Благодаря счастливой случайности крепость удалось покинуть почти всем – двоих молодых стражников в суматохе недосчитались. Спасшиеся собрались недалеко от…
Феанаро едва хватило терпения дослушать, где именно они собрались – и тут же Пламенный Дух сорвался с места. Нолофинве тоже времени не терял, и вскоре братья стояли перед королём.
Куруфинве, кажется, выдыхает только когда видит отца – живого, хотя и уставшего до невозможности – собственными глазами, и касается рукой его плеча, словно сам себе не верит.
- Отец! Ты как? – спрашивает.
Нолофинве же сдержанно кланяется, но в глазах – не меньшее облегчение.
Король нолдор – единственный настоящий, пусть он и решил отправиться в изгнание со старшим сыном – пожимает плечами. Ему понятно – всё только начинается.
- Как видишь, цел. Чудом, не иначе – почуй Хуан приближение Тьмы на пару мгновений раньше, всё было бы иначе.
- Замечательный пёс. Но что с Сильмариллами? До них Мелькор добрался?
Слабая улыбка касается губ Финве.
- Не добрался. Они были рядом, и я успел схватить ларец.
И протягивает сокровища.
Старший сын, забрав их, решает про себя никогда больше не оставлять. Большинству нельзя доверять, а на тех, кому доверять можно… нет, накликать беду на немногих близких Феанаро не согласен, пока в его силах что-либо изменить.
- Отец, что теперь делать? – подаёт голос Ноло. – Валар просили у Куруфинве Камни дабы возродить Лаурелин и Тельперион, но он отказал. Возможно, ты мог бы убедить…
Финве смотрит на Феанаро – долго, внимательно. Проницателен его стальной взгляд, до неудобного проницателен.
- Это правда – понимает он. – Но почему так?
- А почему нет? Какое право они имеют требовать такое, после того как сами за этим вороном тюремным не уследили? Сначала оставили ему Эндоре, а теперь и здесь позволяют творить, что вздумается!
- Если б он действительно творил, что вздумается, из Форменоссэ никто не вышел бы живым.
- Ну, уж не благодаря валар это случилось! – взвился Мастер.
Его отец качает головой. Он мог бы сказать, что Хуан – дар одного из валар, напомнить о красоте и величии Деревьев – но это ни к чему. Пламенный Дух принял решение. Решение принял Пламенный Дух. А весь остальной мир может изворачиваться, как умеет.
- В Эндоре ты тоже всё ещё намерен отправиться?
- Сейчас более чем когда-либо. И поскорее. Нечего здесь более делать. А ты – остаёшься или нет?
- Остаюсь.
Феанаро кивает. Часть его не желает оставлять отца, но – для Финве так же важно быть здесь, куда он сам когда-то привёл нолдор, и где ранее сияли Лаурелин и Тельперион, как для самого Мастера – уйти из тесного, петлёй на шее свернувшегося Валинора. Да и опасно там, где Мелькор столько веков назад свил своё гнездо. Его ждут давние слуги и привыкшие к тьме земли. Нолдор же ожидают враги, много врагов. Лучше далёкий отец, но живой, чем близкий – но на погребальном костре (страшная возможность - морозом по коже). И Пламенному Духу ничего не остаётся, кроме как признать мудрость королевского решения.
Нолофинве опускает голову. Он обещал пойти за старшим братом. Обещал. Но теперь… и без того многие покинут Валинор, раненный Тьмой, и без того многие покинут его отца. Да и – переча валар, не во мрак ли несётся, очертя голову, Мастер? Есть те, кто пойдёт не за Феанаро, а за ним, средним братом. Имеет ли он право вести верящих ему к возможной беде?
Финве переводит глаза от одного сына к другому. Левая рука его – на плече старшего, правая – на плече среднего.
- Пока не поговорите – не отпущу.
Первым заговорил Ноло.
- Отец, я обещал идти за Феанаро, но верные мне не обещали. Что делать? Не все из них пожелают покинуть Валинор.
Король молчит, а Мастер нетерпеливо фыркает.
- Что хочешь, то и делай. Только решай раз и навсегда, а не мечись из стороны в сторону. Время сомневаться прошло.
И выходит. Нолофинве и его обещание мало интересует сына Мириэль – его интересуют Сирые Земли, и ветер за спиной – словно крылья раскрываются, и жар внутри, неугасимый жар.
А Финве шепчет Ноло на ухо – почти заговорщически.
- И правда, решай так, как велит сердце, чтобы потом не довелось жалеть. А обещания… знаешь, раз Феанаро, когда вошёл в раж, заявил, что непременно Арду с ног на голову перевернёт, если точка опоры будет. Если напомнить ему, он, конечно, начнёт выполнять… и ведь, зная его, может и выполнить. Но окружающим от этого будет только хуже. Так что некоторым словам… иногда, нечасто – лучше оставаться только словами, ради всеобщего блага. Понимаешь?
Он не добавляет, что не хотел бы отпускать больше детей, чем это необходимо. Достаточно с него одного… неугомонного и непреклонного.
Нолофинве понимает.
***
И Феанаро говорил. Говорил пламенно и вдохновенно, и тесно стало разведённому им костру в Амане. Немало было желающих плыть в Эндоре.
Вот только с кораблями не складывалось.
И решил Финве вместе со старшим сыном вести переговоры с Ольве – а то мало ли, вспыльчивость и нетерпение, так часто идущие рука об руку с гением – не лучшие помощники в дипломатии.
***
- Невозможно. Мы правда не можем предоставить вам корабли, ни на каких условиях. Они для нас – то же, что для тебя твои камни, Феанаро.
- Не сравнивай. Ты не знаешь, о чём говоришь – Феанаро даже не собирается скрывать закипающую ярость.
- Возможно. А, может, знаю лучше, чем тебе кажется, – мягко улыбается Ольве.
И даёт понять, что решение окончательно. Однако, намекает предводитель тэлери, есть и другой выход. Пусть нолдор, раз так стремятся в Эндоре, сами соорудят себе флот.
Для Пламенного Духа это слишком долго.
- Сначала обучение, потом сама постройка… я не могу столько ждать! Неизвестно, что ещё затеет Моринготто, пока мы здесь корабельным делом заниматься будем.
- Зато умение строить суда пригодится вам и в Сирых Землях. Или и там ты тоже в случае нужды начнёшь с кем-либо торговаться? - спрашивает Ольве.
Король нолдор, в свою очередь, недоверчиво глядит на сына.
- Подумать только, всем мастерам Мастер – и не желает учиться новому ремеслу. Не узнаю своего сына.
Куруфинве сверкает глазами. Вызов принят без лишних слов, и вскоре работа на верфи закипает.
***
Медноволосый нолдо вытирает с лица катящийся градом пот и позволяет сменить себя свежему работнику. Вода, песок, немного ветерка – ох, мало же нужно для счастья простому эльда!
У подошедшего к нему друга, тоже порядком измученного – длинные чёрные волосы и открытый, уверенный взгляд.
- Здравствуй, Руссандол. Гляжу, у тебя тоже работа спорится.
- Ну да. Интересно же, новое дело. Как тебе фигура на носу? – спрашивает рыжий с лукавой усмешкой.
- На твою мать похожа.
- Она и должна быть похожа! Значит, получилось.
- Ещё как. Это флагман будет?
- Да ты что! Флагманом отец с Курво в основном занимаются. Эти, похоже, про сон и думать забыли.
- Завидую. Я не могу вот так пропасть в новом деле. Всегда о чём-то другом вспоминаю. Но и у нас неплохо получается.
- В любом случае, до кораблей тэлери всем нам далеко, – вздыхает Майтимо.
- Зато всё своё.
С Финдекано невозможно не согласиться. Старший из феанариони опять улыбается и делится водой из фляги. А потом говорит задумчиво – словно сам себе признаётся в чём-то неприятном.
- А знаешь, меня иногда так пугает, что могло бы случиться из-за кораблей, сложись всё немного по-другому… отец ведь никогда не отступился бы от путешествия в Эндоре.
- Зачем думать о том, что могло бы случиться? - удивляется Финдекано. – Есть то, что есть, и, раз тэлери согласились научить нас кораблестроению, а мы вполне успешно учимся, то спорить больше не о чем и некому, так ведь?
- Так. Наверное, я просто устал ждать отплытия, вот и мысли мрачные в голову лезут. Спасибо, что выслушиваешь иногда, братья точно на смех подняли бы.
- А для чего ещё существуют друзья, как не для того, чтобы терпеть скромные странности друг друга? – патетически восклицает черноволосый, и над берегом долго ещё разносится смех.
***
Незадолго до завершения строительства с Феанаро говорила Яванна. Она просто вышла из небольшой рощицы, дышащей прохладой – словно всегда здесь была.
- Сын Финве, я понимаю, что твоё решение неизменно. Но всё ещё не могу понять – почему? Неужели ты не желал бы восстановить разрушенный Мелькором мир и покой Валинора?
- Если ваш мир и покой рассыпался при первой же грозе, то цена ему – прах и пепел, Кементари.
- Наш? Ведь тебя просили исцеления не для валар – для всех.
- Не для всех. Много ли пользы от Деревьев было в Эндоре?
Яванна прикрывает глаза, прячет руки в рукава.
- Немного. Ты сам знаешь, что такое Мелькор, и как он умеет разрушать и осквернять.
- Так что изменилось бы, возродись Лаурелин и Тельперион? Моринготто всё так же привольно хозяйничал бы в Сирых Землях. Сидя здесь и трясясь над покоем Благословенного Края ему не помешаешь.
- Ты надеешься победить валу оружием. Бессмысленно.
- Что есть – тем и буду побеждать. А не выйдет – всё лучше, чем не пытаться вовсе.
Куруфинве как раз заканчивает носовую фигуру. Это безликая эльде с прялкой. Он не помнит лица, не помнит…
Кементари только теперь поднимает печальные зелёные глаза.
- Разрушение пустило в тебе не менее глубокие корни, чем созидание, Мастер. Но конец старого – всегда начало нового, поэтому, возможно, воля Эру ведёт тебя так же, как и нас. Не заведи только других слишком близко к краю бездны, ты – слишком яркий огонь, чтобы думать только о себе. Слишком многие могут обжечься.
Пламенный Дух только смеётся, и даже не смотрит валиэ вослед. Ему незачем занимать чужую волю, пусть даже у Эру – своей хватает.
Сильмариллы останутся у своего создателя.
Время Солнца и Луны ещё не наступило. Но скоро, скоро. В конце концов, жизнь произрастает из смерти, а созидание – из разрушения.
***
А потом те из нолдор, кто решил отправиться в Исход, наконец, отплыли. Мирно и даже почти что тихо. И без проклятий обошлось. Пока что. И даже до Средиземья добрались, вопреки сомнениям некоторых. Дальше же… ну, это уже совсем другая история.
@музыка: Мельница "Зов Крови"
@настроение: Уходя - гасите свет.
@темы: тварьчество, Ох ты ж, Толкин!, дайришное, фентезятино
Ну и опять же, в таком раскладе Моргота пораньше вынесут...
А что дисбиливного в Финвэ, я так и не понял. Наличие мозга?
Благодарствую.
Ну да, общая линия, имхо, более-менее ясна: оставаться Феанаро не мог, но присутствие живого Финве равняется мирному решению проблемы кораблей, из чего уже вытекает намного более жизнеутверждающая история.
А вот про благословение валар не знаю, Мастер его, скорее всего, не принял бы. А учитывая то, как далеко он умеет посылать...
О выносе Моргота ещё не думал, для этого нужен будет креееепкий союзище эльдар в Средиземье. Предположим, с мирным отплытием стартовая площадка получается отличная, у синдар нет причин опасаться нолдор. Но Сильмариллы, ясен пень, то ещё яблоко раздора...
А что дисбиливного в Финвэ, я так и не понял. Наличие мозга?
Судя по отзывам, плохо с мотивацией. Не получилось у меня прописать, почему он не отплывает с Феанаро. Но вот покидающим Валинор я его в упор не вижу.
А кто б его спрашивал. Благословение богов - это не благодать Христа, они не спрашивают согласия у тех, кому решают благоволить)
для этого нужен будет креееепкий союзище эльдар в Средиземье
Захлебнется. На самом деле тут нужно те самые пять столетий мотать Морготу нервы и силы, чтоб потом он оказался вынесен одним ударом свежего войска... И то, война гнева длилась несколько десятков лет!
Не получилось у меня прописать, почему он не отплывает с Феанаро.
Получилось, почему.
Потому что у него есть мозги. И он отлично понимает, что если пойдет он - это будет исдох нолдор по месту прописки, причем всех. Что во-первых - трусость, во-вторых - уже почти открытый мятеж без невиновных, в-третьих - большая глупость...
А кто б его спрашивал. Благословение богов - это не благодать Христа, они не спрашивают согласия у тех, кому решают благоволить)
А как же Морриган и Кухулин?
Захлебнется. На самом деле тут нужно те самые пять столетий мотать Морготу нервы и силы,
Хэхэхэ, что-то представился тонконервенный такой Моргот, по чкашному заламывающий руки, и пьющий валерьянку перед очередным докладом подчинённых о выходках нолдор
Получилось, почему. Потому что у него есть мозги. И он отлично понимает, что если пойдет он - это будет исдох нолдор по месту прописки, причем всех.
Вот я тоже считаю, что король не имел в такой ситуации права тащить весь/почти весь народ нолдор туда, откуда их сам же увёл, имея на то, надо думать, веские причины. Потому что, конечно, за ним пошли бы вне зависимости от собственных желаний. А у кого-то дисбелив. Потому что было добровольное изгнание в Форменос.
Ну, не знаю как насчет ЧКА, а вот по поводу нервно на троне подпрыгивать, слушая, что те нолдор вкупе с эдайн учудили новенького - уверен, подпрыгивал.
Глаурунга убили, сильмарилл сперли, ногу ему проткнули, Балрогов любимых в фонтане топют... Варвары!
А как же Морриган и Кухулин?
Редкое исключение, обусловленное близким личным знакомством (ну, и тем, что у кельтов боги и герои не слишком сильно различны по функционалу - по сути, боги - это очень сильные герои, а герои - неудавшиеся боги, и и те, и те - не люди...)
имея на то, надо думать, веские причины
Ну, по Профессору, в Средиземье эльфы вянут и медленно-медленно (за тысмячи лет) истаивают. А в годы Пробуждения истаивали куда быстрее, потому что первородного огня было многовато.
Проще говоря, дохнут они там. Не для там сделаны - скверны слишком много((
Потому что было добровольное изгнание в Форменос.
*нет, я не пойду туда с вопросом "где Форменос, а где Сирые земли"* ну, есть те, кто не видит разницы, да.
И не понимает, что в том случае с т.з. Финвэ Феанаро был прав, а вот в этом... не уверен, нет.
Глаурунга убили, сильмарилл сперли, ногу ему проткнули, Балрогов любимых в фонтане топют... Варвары!
И правда варвары. Бедный Мелькор
Редкое исключение, обусловленное близким личным знакомством (ну, и тем, что у кельтов боги и герои не слишком сильно различны по функционалу - по сути, боги - это очень сильные герои, а герои - неудавшиеся боги, и и те, и те - не люди...)
Ну да, наверное, не стоит учитывать единичные случаи. Индивидуальный подход и всё такое. И что касается близости героев и Богов - ну, дык. У, к примеру, эллинов и шумеров то же.
Ну, по Профессору, в Средиземье эльфы вянут и медленно-медленно (за тысмячи лет) истаивают. А в годы Пробуждения истаивали куда быстрее, потому что первородного огня было многовато.
Кстати да, похоже на основную причину.
*нет, я не пойду туда с вопросом "где Форменос, а где Сирые земли"*
И не надо, стюардесса благополучно закопана :-)
И правда варвары. Бедный Мелькор
Картина маслом: Ниэнна пришла выдавать Морготу молоко за вредность... ведро...
У них бога от героя отделяет пропасть - просто у первых он ее может пересечь.
Учитывая количество полубогов и выходки Сизифа (да, огрёб, но в итоге и Кухулин огрёб, и вообще положено героям огребать несмотря ни на что, иначе не
готичнотрагично получается), Диомеда и других - как-то эта пропасть не более заметна, чем у кельтов. Всё-таки божественная кровь в жилах даёт о себе знать. Касательно же шумеров и Месопотамии в целом - там один Гильгамеш за целую армию героев поменьше отдувается. С Иштар-Инанной и другим-то Богам спорить не рекомендуется, а он...А скандинавы вообще со смертностью всего и вся на "ты", как же иначе. Там, где сама Земля особенно остро чувствует неумолимость Зимы, и Боги на свою родину похожи будут.
Картина маслом: Ниэнна пришла выдавать Морготу молоко за вредность... ведро...
А у шумеров не, я их не так давно вспоминал, в связи с прошедшим испытанием - у них еще штук десять менее знаменитых. Тот же как-его-там с птицей Анзуд. Полез на богов, получил по мозгам...
Собственно, строго говоря, у них все герои такие)) Называется в научной литературе "шумерское обреченное рыцарство")))
Тот же как-его-там с птицей Анзуд.
Лугальбанда, в смысле?
А обречённых героев, сам понимаешь, всюду очень и очень много. Здесь, имхо, скорее суровая правда жизни, единая для всех культур, чем какие-то уникальные особенности взаимоотношений с божественным.
У ирландцев этого добра - сам Кухулин, Фердиад, сыновья Уснеха и Дирдре-Дейрдра, сыновья Туйренна, Конайре, Диармайд... Эпика же. Что ни история - то всё чрезвычайно громогласно и трагично. Уж что-что, а эту тему кельты любили.
Не, там (у Шумеров) просто нет ни единого не обреченного героя. Буквально - ни одного. Типа, фишка в том, чтоб бросить богам вызов и это возможно... А, черт, надо посмотреть конспект той публичной лекции, у меня ж был... она потрясная была.
А конспект существует только на бумаге или он в сети есть? Любопытно.
В любом случае, возьму пороюсь в теме. Теперь и стимул добавился.
Потому как всегда воспринимал тему борьбы с Неотвратимостью более-менее цельно, независимо от того, персонифицирована она в данном конкретном случае или нет. Но мало ли, никогда не знаешь, где интересная информация прячется.
Домо аригато за имя