21:59 

Осторожно: "самурайство"!

Findor Carias
"Даже в самом пустом из самых пустых есть двойное дно... " (с) Пикник
Давно зрело, и вот наконец сложилось.
Нечто про "самурайство", опасность слепого подчинения приказам и отчасти про Бличетраву (потому что куда ж без неё).
Итак, для начала, предупреждаю: если кто не в курсе, аффтар - злобное троллоло.
Далее: аффтар не специалист. Читал "Хагакурэ", в остальном - только по верхам нахватался. Однако считает, что имеет полное право высказать своё ИМХО (имею мнение, хрен оспоришь) на основе этого.
И третье: я в курсе, что большинство любителей самураев осознаёт, что реальные исторические буши не какали лепестками сакуры. Не мешайте брызгать слюной и источать яд.


Бороться с несправедливостью и отстаивать правоту нелегко.
Более того, если ты будешь стараться всегда быть праведным
и будешь прилагать для этого усилия, ты совершишь много ошибок.
Путь – это нечто более возвышенное, чем праведность.
((с)Хагакурэ)


Буши на фоне цветущей сливы

Знаете, мне иногда кажется, что страстная любовь к самураям и околосамурайской тематике - этакое прибежище для застрявших между реалистичным взглядом на историю и желанием романтики. Они слишком умны, чтоб идеализировать рыцарей европейского Средневековья с их крестовыми походами, проблемами с гигиеной и тому подобными радостями. А сказки с рыцарем, который вэсь в бэлом, хочется. И тут начитанная личность зацепляется за Японию. Рыцарь тут же меняет копьё на катану, и начинается...
А ведь хрен редьки не особо и слаще. При всей утончённости культуры средневековой Японии, жестокости нравов это не отменяло. И профессиональный военный, даже умеющий слагать хокку и разбирающийся в тонкостях чайной церемонии - прежде всего убийца.
Сегодня кажется - ах, верность, честность, отвага! Кррасота! Рромантика!
Ага. Особенно романтичным это всё казалось простолюдинам, которым сильнее всего аукались постоянные более и менее крупные конфликты между блаародными донами. И особенно романтично то, что зачастую люди убивали из-за мелочи. В определённых случаях НЕ убить считалось признаком трусости.
Что же касается верности - прежде всего верности вассала сюзерену - то это качество, с моей точки зрения, переоценено. Нет, верность и преданность чему-либо достойному - прекрасны. Но когда эти качества начинают считаться самоценными, вне зависимости от объекта, может получиться ну очень некрасиво. Верность тому, что её недостойно, исполнение преступных приказов - зачем солдату иметь совесть, правда?
Милитаристский режим воспитывает из людей машины для убийства (с благопристойным дизайном и функцией "чайная церемония"), а их потом представляют романтичными героями.
Нет, я понимаю, что найти в истории знаменитую личность, чьи руки не в крови по локоть - трудно (это если исключать писателей/художников и т.д.). Приходится восхищаться теми убийцами, которые имеются в наличии. Но всё равно, чертовски трудно понять столь повальное восхищение самураями.

Собственно, никогда не делал секрета из того, что регулярно скриплю зубами и злобно зыркаю на милитаризм. Ну кто не понимает, что война - это кошмарно? Кто не понимает, что военный по определению неспособен не замарать руки? И как бы существование профессиональных военных для защиты от потенциальной агрессии ни было необходимо, войны всегда остаются неизбежной, но бедой. Ну, для мирного населения и рядовых - уж точно. С теми, кто отдаёт приказы, всё немножко иначе.
Возведи войну в культ, начни идеализировать её, позволь высокопоставленным военным иметь серьёзное влияние в принятии политических решений - и из необходимости война превращается в занятие, полезное "великим мира сего". Да и в мирное время воспитание беспрекословного подчинения будет не лишним для управления стадом.
В общем, не сильно я люблю самураев (как и рыцарей). А некоторые милые обычаи этих вояк вообще ужасны.
Вот, например. Тсуджигири - (Tsujigiri (цудзигири для любителей Поливанова)) - это такой метод оценки качества клинка. Новый меч испытывался самураем на живом человеке, случайно попавшемся «под руку», а жертвами обычно становились нищие или крестьяне.
Вообще-то, изначально эта практика имела форму дуэлей между буши, но к периоду Эдо превратилась в... ну, полный ужоснах.
Позже был издан указ о пробе меча только на «неживом материале» – пучке мокрой соломы, однако то и дело оружие действовало «по своему усмотрению». И тогда испытывать только что выкованный меч было разрешено на телах казненных или приговоренных к смерти преступников.

Законодательство Токугава разрешало самураю безнаказанно убивать на месте «простолюдина, который неприличествующим образом ведёт себя по отношению к членам военного класса».
Речь идёт о Сэссягомэн (разрешение на «зарубание») - праве носителя меча в случае, если его чести будет нанесено оскорбление, зарезать оскорбившего. Правда, им фактически
невозможно было воспользоваться из-за массы налагаемых на его реализацию ограничений. Просуществовало до реставрации Мэйдзи.

К слову, в период правления уже упомянутого дома Токугава, когда внутренние феодальные войны были прекращены, военные отряды самураев использовались, главным образом, для
подавления крестьянских восстаний. Тоже не чистая работка, что и говорить.

В свете вышесказанного, подумалось мне вот о чём.

"Самурайство" в манге и аниме "Bleach"

Некоторые оправдывают поступки персонажей "Блича" с точки зрения самурайской этики. Много красивых слов говорят о долге, верности, о готовности вассала умереть за сюзерена... вот только ценности современной шонен-манги вообще и упомянутой травы в частности - уже не совсем ценности самураев.
Коллективизм и ответственность показываются на примере группы друзей. Которые нередко нарушают законы и идут против представителей власти когда чувствуют, что те неправы. И, хотя бессмысленный бунт не одобряется, в конфликте между законом и совестью права именно совесть. С точки зрения автора, японца, между прочим - тоже.
Сам автор вовсе не на стороне традиционных ценностей. Он может сочувственно относиться к их носителям и критиковать скорее машину бездушного закона, чем винтики в ней, но это не отменяет того факта, что они - ошибаются.
Однозначно и чётко показывает автор: прав Ичиго, идущий против системы чтобы спасти друзей. Прав Ишида, нарушающий обещание чтобы помочь Ичиго, Орихимэ и остальным. И Гриммджо становится не совсем гадом тогда, когда бунтует против Айзена, спасает пленницу Владыки и заставляет её вылечить врага для того, чтобы сойтись с ним в честном поединке.
Кубо, по моему мнению, подвергает традиционные японские ценности капитальной деконструкции, разрушает идеализированный образ буши, демонстрирует насколько бессердечным может быть закон. Не отрицая положительных сторон - дисциплины, смелости - "Блич", в особенности арка Общества Душ, обнажает неприглядные стороны того, что я называю "самурайством". Красиво ли - когда за мелочь собираются казнить невиновную? Правильно ли - что высокопоставленные чиновники в Сейрейтей даже не чешутся, отлично зная, как плохи дела в Руконгае? Не является ли такое большое количество Пустых результатом того, что привилегированный военный класс занимается больше своими разборками, чем отправлением ещё-не-ставших-Холлоу душ в посмертие?
Собственно, даже теперь, в арке Уэко Мундо, СС остаётся СС, и "нашими" шинигами стали только потому, что Айзен всё-таки хуже - а о прогнившей системе Общества Душ можно будет поговорить и после войны.
Поэтому я считаю, что оправдывать персонажей современных аниме и манги самурайской этикой, успевшей (недавно, но всё же) устареть даже на родине, всё-таки не стоит.

Впрочем, имеется у этой медали и другая сторона. Самурай ведь не только верным должен быть. Среди нужных ему добродетелей числится ещё и презрение к смерти.
Ну, здесь достаточно было бы вспомнить историю Нойторы-самы, которого презрение к смерти - своей и чужой - известно куда завело. Но это - отдельный, очень запутанный случай. У него всё-таки вариантов не было. Что же мы видим на примере менее безнадёжных персонажей?
Иккаку лучше умрёт чем позволит кому-то вмешаться в свой бой (или чем покажет банкай в неподходящее время), но всё же благодаря Кенпачи и Юмичике решает, что выжить чтоб стать сильнее - лучше, чем гордо подохнуть. Сам Кенпачи осознаёт это, скорее всего, благодаря Ячиру. Вполне положительный Кьёраку придерживается философии "мне правда жаль, но в бою или ты убьёшь, или тебя". Кайен, обезумевший из-за смерти жены, не только умирает (как будто от этого Мияко стало лучше!), но и заставляет пережить настоящий ужас тех близких, которые остались в живых.
Чудесная картина, да?
Кроме того, несмотря на аномальную живучесть "наших" персонажей в многочисленных битвах, мангака очень ярко показывает жестокость и бессмысленность войны - не только монологами героев. Пожалуй, жестокость войны у Кубо - настоящий гимн миру. Потому что каким бы боевитым не был наш главгерой и его друзья, ясно видна неправильность того, что им приходится проходить через мясорубку войны вместо того, чтобы учиться, дружить и... ну, просто жить.
Leave the chocolate here - говорит Долдони. И правда, на войне не место хорошим ребятам. Не выживут. Или, даже если выживут - то с таким количеством шрамов, прежде всего душевных, что на себя перестанут быть похожими.
Страшно это всё. И, думаю, Кубо пугает читателей войной вполне сознательно.

Ну, или это просто шизанутое имхо одноё конкретной креведки.
А вообще, меня просто шокирует разрушительный потенциал слепого послушания. Мало что, на самом деле, может быть страшнее. Хотите тоже испугаться? Ну, предлагаю вспомнить один интересный социальный эксперимент.

Эксперимент Милгрэма.

Классический эксперимент в социальной психологии. Впервые описан в 1963 г. психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета в статье «Подчинение: исследование поведения» («Behavioral Study of Obedience»), а позднее в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование» («Obedience to Authority: An Experimental View», 1974).
Им был поставлен вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? Была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

Фактически Милгрэм начал свои изыскания, чтобы прояснить вопрос, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. После отладки своих экспериментальных методик в Соединённых Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, склонны к повиновению. Однако после первого же проведённого им в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут, эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, — говорил Милгрэм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии».

Участникам эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого.
Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом.
«Учитель» уходил в другую комнату, начинал давать «ученику» простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока. Начав с 45 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В. В действительности «ученик» не получал ударов, а лишь делал вид.
Если испытуемый проявлял колебания, экспериментатор заверял его, что берёт на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен. При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся «учителям» и не обещал никакой награды за участие в этом эксперименте.

В одной серии опытов 26 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Почти никто из 40 не отказался играть роль учителя, когда «ученик» лишь начинал требовать освобождения. Не сделали они этого и позднее, когда жертва начинала молить о пощаде. Общий результат: один испытуемый остановился до 300 В, пятеро отказались подчиняться после этого уровня, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 26 из 40 дошли до конца шкалы.

Результаты не зависели от авторитета университета. В эксперименте принимали участие обыкновенные люди, не садисты. Его результаты были неоднократно подтверждены.
По мнению Милгрэма, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена: «Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных
взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета».

(использованы материалы сайта Psychological experiment. Также интересно вот здесь: жж: Вольф Кицес)

@музыка: Калугин "Последний воин мёртвой земли"

@настроение: ох уж эти мне самураи

@темы: история, выглядывает из кроличьей норки, аниме, Отбеливатель мозга. Курись, Бличетрава!, Манга, мизантропия, размышлизмы

URL
Комментарии
2010-08-01 в 01:17 

ретроград и консерватор. Держимся за Скрепы кода 2004 года издания!
Спасибо. Интересная статья получилась.

2010-08-01 в 01:27 

Findor Carias
"Даже в самом пустом из самых пустых есть двойное дно... " (с) Пикник
Iraeniss
Благодарю. Что-то захотелось выговориться. И эксперимент Милгрэма, по моему, очень выразительное доказательство опасности слепого послушания.

URL
2010-08-01 в 04:22 

Iraeniss
ретроград и консерватор. Держимся за Скрепы кода 2004 года издания!
Findor Carias
Про эксперимент - да. по моему, очень выразительное доказательство опасности слепого послушания.
Тут я согласна полностью. И вообще, заставляет задуматься.

Со всем остальным я тоже не спорю, ни в коем случае. совершенно не пытаюсь спорить, просто излагаю свои мысли на тему

2010-08-01 в 15:07 

Findor Carias
"Даже в самом пустом из самых пустых есть двойное дно... " (с) Пикник
Iraeniss
ну да

URL
2010-08-01 в 17:03 

ретроград и консерватор. Держимся за Скрепы кода 2004 года издания!
Findor Carias
продолжая разговор

2010-08-01 в 17:36 

Findor Carias
"Даже в самом пустом из самых пустых есть двойное дно... " (с) Пикник
Iraeniss
продолжаем-продолжаем!

URL
2010-08-02 в 07:23 

Iraeniss
ретроград и консерватор. Держимся за Скрепы кода 2004 года издания!
Findor Carias
продолжаем)

2010-08-02 в 12:19 

Findor Carias
"Даже в самом пустом из самых пустых есть двойное дно... " (с) Пикник
Iraeniss
иэхх

URL
     

Rökkr hlæjandi

главная